
Предмет: физика, природоведение
Изучаемые понятия: электрический ток, напряжение, природные явления — молния, гром, электрический разряд
Возраст ученика: 6-14 лет
Принцип действия: ученик приводит в движение маятник модели и наблюдает за его хаотичным движением, скоростью вращения и направлением. При этом циферблат без шкалы нумерации позволяет воспринимать упорядоченность и хаотичность как во времени, так и без него.
О модели
Хаос – это важнейшее культурологическое понятие. Во многих мифологиях имеются общие сюжеты о происхождении всего сущего: выделении элементов порядка из изначального хаоса. В мифах Древней Греции говорится: «Сначала существовал Хаос. Из Хаоса появились боги». Согласно китайской мифологии «в глубокой древности существовал лишь мрачный хаос». Удивительно, что теорию хаоса в настоящее время изучает в том числе и такая важная наука, как социология. Что же это такое, хаос? Модель наглядно знакомит с одной из разновидностью хаоса – хаотическим движением.
Мы часто желаем «Пусть будет так, как я хочу!», несмотря ни на что. Попробуйте сделать, чтобы этот маятник двигался так, как Вы хотите. К удивлению, даже такая простая конструкция не будет Вам подчиняться. Потому что это – хаотический маятник! Что уж говорить о гораздо более сложных системах!
Занимательная модель для младшего возраста, одновременно послужит поводом для более серьёзных раздумий старшим. Тем, кто интересуется углубленным изучением современных наук – социологии, нелинейной динамики и др., экспонат станет красочным примером к изучению математической модели хаоса.
Учебно-демонстрационная модель предназначена для оснащения образовательных учреждений; используется для изучения законов, процессов и явлений: хаотическое механическое движение, кинематические системы с несколькими степенями свободы, нелинейная динамика, математические модели, инженерия, физика, законы механики и др.
Габаритные размеры (ШхВхГ): 1000х1000х220 мм